Ставрополь

Итоги выборов 16 декабря 2001 года

Аналитическая записка, 11.03.2002


I. Формирование избирательных комиссий В Ставропольском крае формирование избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы края третьего созыва, проводилось в соответствии со статьей 14 закона Ставропольского края "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края", а также с учетом Разъяснения порядка формирования окружных и участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Ставропольского края, утвержденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 29 июня 2001 года № 68/291. В соответствии с Уставом края было образовано 25 избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы края третьего созыва. В большинстве случаев окружные избирательные комиссии формировались с участием нескольких представительных органов местного самоуправления, что даже при наличии Разъяснений создавало определенные сложности в части определения представительства в составе комиссий той или иной территории, а также по срокам их формирования. К примеру, из-за того, что представительные органы местного самоуправления территорий, входящих в Кочубеевский одномандатный избирательный округ № 11, своевременно не назначили состав окружной избирательной комиссии, окружная комиссия была сформирована избирательной комиссией края. Численный состав окружных избирательных комиссий законом края установлен в количестве 9-15 человек. Всего в составы окружных избирательных комиссий назначено 299 человек. Из них на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений и избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации назначено 107 человек, в том числе от: КПРФ - 23 человека; ЕДИНСТВО - 24 человека; ОВР - 5 человек; СПС - 11 человек; БЛОК ЖИРИНОВСКОГО (ЛДПР) - 11 человек; ЯБЛОКО - 15 человек. На основе предложений иных политических общественных объединений в составы окружных избирательных комиссий было назначено 18 человек. В тоже время, в 9 окружных избирательных комиссиях не реализовано требование Федерального закона о том, что не менее одной трети количества членов избирательных комиссий должны быть назначены на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Ставропольского края и иных общественных объединений. Количество государственных и муниципальных служащих в составах окружных избирательных комиссий не превысило допустимую законом норму представительства. Из числа членов окружных избирательных комиссий имеют высшее и незаконченное высшее образование 250 человек (83,6%), в том числе юридическое - 46 (15,4%). Имеют опыт работы в избирательных комиссиях различного уровня 248 членов окружных избирательных комиссий или 82,9 % от общего числа. В соответствии с Календарным планом мероприятий в установленные Законом сроки были сформированы также участковые избирательные комиссии. Всего было сформировано 1249 участковых избирательных комиссий, в их состав назначено 11210 человек. Из них высшее и незаконченное высшее образование имеют 4941 человек (44,1 %), в том числе юридическое - 269 (2,4%); опыт работы в избирательных комиссиях имеют 4571 человека (40,8 %). Всего в состав участковых избирательных комиссий на основе предложений избирательных объединений, блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации назначено 2325 человек, в том числе от: КПРФ - 859 человек; ЕДИНСТВО - 660 человек; ОВР - 68 человек; СПС - 114 человек; БЛОК ЖИРИНОВСКОГО (ЛДПР) - 125 человек; ЯБЛОКО - 207 человек. На основе предложений других общественных объединений в состав комиссий назначены 465 членов участковых избирательных комиссий. В результате, в 709 участковых избирательных комиссиях не реализовано положение Федерального закона о том, что не менее одной трети количества членов избирательных комиссий должны быть назначены на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Ставропольского края, а также других общественных объединений. Такая ситуация сложилась из-за малочисленности или отсутствия территориальных структур избирательных объединений и иных общественных объединений. II. Выдвижение и регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва 23 ноября 2001 года окружные избирательные комиссии завершили регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы Ставропольского края по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, непосредственно избирателями и в порядке самовыдвижения. Всего было выдвинуто 167 кандидатов; зарегистрировано - 129 кандидатов (всего 139, из них сняли кандидатуру - 10); отказано в регистрации - 9 кандидатам (всего отказано - 12, из них зарегистрировано - 3); сняли свои кандидатуры всего: 18 кандидатов (из них после регистрации - 10); не сдали документы на регистрацию: 11 кандидатов. Из 167 человек, выдвинутых кандидатами в депутаты Государственной Думы края: женщин - 13 (7,78%); мужчин - 154 (92,22%); до 30 лет - 6 (3,59%). Непосредственно избирателями были выдвинуты 140 кандидатов, в порядке самовыдвижения - 25 кандидатов, избирательным объединением "Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)" - 2 кандидата. Из 129 зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Ставропольского края: женщин - 6 (4,65%); мужчин - 123 (95,35%); до 30 лет - 3 (2,33%), 13 кандидатов являлись депутатами Государственной Думы Ставропольского края второго созыва; 11 - депутатами представительных органов местного самоуправления; 8 - главами муниципальных образований; 6 - работниками органов государственной власти и местного самоуправления; 49 - руководителями или заместителями руководителя государственных предприятий, акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, кампаний и других хозяйствующих субъектов; 6 - руководителями сельскохозяйственных предприятий; 17 - руководителями и работниками общественных объединений и фондов; 5 - работниками науки и образования; 5 - здравоохранения, культуры и спорта; 2 - работниками средств массовой информации; 4 - военнослужащими; 3 - другие категории. В Государственную Думу Ставропольского края баллотировались председатель и заместитель председателя Государственной Думы Ставропольского края. III. Голосование и определение результатов выборов В списки избирателей, после окончания голосования 16 декабря 2001 года было включено 1905420 человек. Явка избирателей колебалась от 22,56% в Кисловодском одномандатном избирательном округе № 10 и 23,29 в Ессентукском одномандатном избирательном округе № 5 (где выборы признаны несостоявшимися) до 40,08% в Туркменском одномандатном избирательном округе № 24, что оказалось ниже, чем при выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края второго созыва. В среднем явка избирателей на прошедших выборах была 39,29%. Ввиду того, что сроки официальной публикации границ избирательных округов, то есть начало выдвижение кандидатов в депутаты, не совпадали по времени с формированием окружных избирательных комиссий, уведомления об инициативе выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам принимались избирательной комиссией края. Таких уведомлений поступило от 47 кандидатов в депутаты из 167. 16 ноября 2001 года Коллегия Верховного Суда Российской Федерации приняла решение о признании правомочным внесение в краевое законодательство нормы, запрещающей совмещение должности главы муниципального образования и депутата представительного (законодательного) органа государственной власти края. Из 4 глав муниципальных образований, баллотировавшихся в Государственную Думу Ставропольского края, были избраны двое - глава г.Ставрополя М.В.Кузьмин и глава г.Пятигорска Ю.В.Васильев. Глава г.Ставрополя М.В.Кузьмин сложил с себя полномочия главы города, а глава г.Пятигорска Ю.В.Васильев не выполнил требование законодательства о сложении полномочий, не совместимых со статусом депутата Государственной Думы Ставропольского края, и не был зарегистрирован. В целом выборы в крае прошли спокойно, без грубых нарушений выборного законодательства. Наиболее убедительную победу над соперниками одержали кандидаты Н.И.Ковалев и А.А.Шиянов, за которых проголосовали 77,3 и 65 процентов избирателей Нефтекумского № 15 и Советского № 23 избирательных округов соответственно. Меньше всех доверие избирателей получили победители в Октябрьском № 17 избирательном округе (А.А.Разин - 21,48% среди 10 претендентов), Туркменском № 24 избирательном округе (Д.А.Рабочий - 25,6% среди 5 претендентов), Кочубеевском № 11 избирательном округе (Г.И.Ильченко - 29,53% среди 4 претендентов). В краевой законодательный орган избраны немногие из тех, кто обозначил в ходе выборов свою партийную принадлежность. Так только 5 из 18 официально поддержанных КПРФ кандидатов обрели депутатские мандаты. Не в лучшем положении оказались и другие силы политического спектра. Так кандидаты от ЛДПР получили всего 4,2 процентов голосов избирателей, АПР - 12 процентов. Кандидаты от "Яблока" также проиграли. Некоторую конкуренцию представителям КПРФ оказали претенденты, поддержанные "Единством". Доминирующее положение в выборном марафоне заняли кандидаты в депутаты, представляющие промышленную элиту края. Более двух третей избранных депутатов нынешнего состава Госдумы края - руководители крупных предприятий региона. Настораживает, что избиратели аграрного края избрали депутатами Думы края всего двух представителей села. Девять депутатов прежнего созыва вновь избраны на новый срок. Ни одна из 6 женщин, зарегистрированных кандидатами в депутаты в состав Госдумы края, не была избрана. В 8 избирательных округах доля голосовавших против всех перевалила за 10 процентов, а в Ленинском избирательном округе даже приблизилась к 20 процентам. Первенство в этом протестном голосовании держат города Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск и Кочубеевский район. Всего было избрано 23 депутата Государственной Думы Ставропольского края. Качественный состав нового депутатского корпуса из 22 депутатов: по полу: женщин - 0 (0%); мужчин - 22 (100%). по возрасту: до 30 лет - 0 (0%); от 30 до 39 лет - 4 (18,18%); от 40 до 49 лет - 7 (31,82%); от 50 до 59 лет - 7 (31,82%); 60 лет и старше - 4 (18,18%). по сфере деятельности: представительные органы власти, всего - 13 (59,09%), в том числе, депутаты Государственной Думы Ставропольского края - 8 (36,36%); депутаты органов местного самоуправления - 4 (18,18%). главы муниципальных образований - 2 (9,09%); военнослужащие - 1 (4,54%); представители общественных организаций - 1 (4,54%); представители производительных отраслей экономики - 7 (31,82%) представители непроизводительных отраслей - 3 (13,63%). по социальному положению: служащие - 17 (77,27%). Срок полномочий Государственной Думы Ставропольского края - 5 лет. Председателем Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва избран Гонтарь Юрий Афанасьевич, баллотировавшийся по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9 (работал заместителем председателя Государственной Думы Ставропольского края первого и второго созывов). Гонтарь Ю.А. родился 30 июля 1947 года в станице Галюгаевской, Курского района Ставропольского края. Образование высшее, окончил: Волгоградский институт инженеров городского хозяйства (инженер-строитель); градостроительный факультет Московского архитектурного института (архитектор в области градостроительства); Ростовскую Высшую партийную школу. Срочную военную службу проходил в Группе Советских войск в Германии. Подполковник запаса. С 1968 по 1974 год работал на строительстве города Нефтекумска и объектов нефтяной промышленности (мастером, прорабом, главным инженером). С 1974 по 1981 год - главный архитектор города Нефтекумска и Нефтекумского района. С 1981 по 1986 год - председатель Нефтекумского горисполкома. С 1986 по 1990 год - начальник строительного управления № 1. С 1990 по 1992 год - председатель Нефтекумского райисполкома. С 1992 по 1994 год - глава администрации Нефтекумского района. В 1994 году избран депутатом и заместителем председателя Государственной Думы Ставропольского края первого созыва. В 1997 году избирается депутатом и заместителем председателя Государственной Думы Ставропольского края второго созыва. Возглавляет краевой фонд "Возрождение казачества". Инициатор и разработчик законов по становлению казачества в крае. Имеет почетное звание "Заслуженный строитель Российской Федерации", удостоен звания "Почетный гражданин города Нефтекумска". Кандидат экономических наук в области региональной экономики. Юрист. Возглавляет Ставропольское региональное отделение общероссийской политической общественной организации "Отечество". Женат. Отец троих детей. СПИСОК избранных депутатах Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва 16 декабря 2001 года Александровский № 1 Бобров Александр Владимирович 01.03.57 сельхозартель "Подгорненская" председатель правления инициативная группа избирателей 46,21 Благодарненский № 2 Жиганов Виктор Иванович 20.09.40 АОЗТ по разведению племенных овец "Каменнобалковское" директор инициативная группа избирателей 47,84 Буденновский № 3 Прокопенко Илья Вячеславович 02.08.51 Буденновское межрайонное дорожное ремонтностроительное управление начальник инициативная группа избирателей 61,19 Георгиевский № 4 Коваленко Виталий Андреевич 08.06.48 ОАО "Винзавод "Георгиевский" генеральный директор инициативная группа избирателей 35,47 Железноводский № 6 Лозовой Виктор Иванович 29.08.60 в/ч 3810 г.Железноводск начальник отделения кадров инициативная группа избирателей 43,64 Изобильненский № 7 Зиновьев Василий Васильевич 23.07.42 ООО "Кавказтрансгаз" генеральный директор инициативная группа избирателей 49,18 Ипатовский № 8 Богачев Иван Андреевич 16.06.30 Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Терновское" директор инициативная группа избирателей 48,93 Кировский № 9 Гонтарь Юрий Афанасьевич 30.07.47 Государственная Дума Ставропольского края заместитель председателя инициативная группа избирателей 46,01 Кочубеевский № 11 Ильченко Григорий Иванович 22.01.42 Кочубеевская центральная районная больница главный врач инициативная группа избирателей 29,53 Ленинский № 12 Кузьмин Михаил Владимирович 05.08.55 Администрация г.Ставрополя Глава города Ставрополя инициативная группа избирателей 43,18 Минераловодский № 13 Садков Юрий Иванович 07.08.50 Акционерное общество "Кавминстекло" генеральный директор инициативная группа избирателей 39,68 Невинномысский № 14 Храмов Константин Константинович 06.04.67 Региональный благотворительный фонд "Родное Ставрополье" председатель совета учредителей инициативная группа избирателей 37,66 Нефтекумский № 15 Ковалев Николай Иванович 08.07.50 ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" генеральный директор инициативная группа избирателей 77,27 Новоалександровский № 16 Яшкунов Алексей Григорьевич 15.04.55 ОАО "ЮгРосПродукт" генеральный директор инициативная группа избирателей 34,55 Октябрьский № 17 Разин Андрей Александрович 15.09.63 Ставропольский фонд культуры председатель правления инициативная группа избирателей 21,48 Петровский № 18 Кузьмин Дмитрий Сергеевич 19.05.66 Государственная Дума Ставропольского края депутат, председа-тель комитета по вопросам законо-дательства и местного самоуправления инициативная группа избирателей 37,96 Предгорный № 19 Афанасов Михаил Александрович 15.06.53 ООО "Финансово-производственная кампания МИГ" председатель правления инициативная группа избирателей 59,35 Промышленный № 20 Колесников Андрей Алексеевич 21.03.66 "Ставропольская продовольственная компания" генеральный директор инициативная группа избирателей 30,85 Пятигорский № 21 Васильев Юрий Викторович 01.05.51 Администрация г.Пятигорска глава города инициативная группа избирателей 44,54 Пятигорский № 22 Плющенко Анатолий Петрович 15.08.52 ООО ПКФ "Экон" генеральный директор инициативная группа избирателей 30,00 Советский № 23 Шиянов Александр Акимович 29.08.41 Государственная Дума Ставропольского края председатель инициативная группа избирателей 65,14 Туркменский № 24 Рабочий Дмитрий Александрович 04.11.52 ОАО "Ставрополь-агропромснаб" генеральный директор инициативная группа избирателей 25,86 Шпаковский № 25 Письменный Евгений Яковлевич 04.11.38 ОАО "Автоприцеп-КамАЗ" генеральный директор инициативная группа избирателей 43,03 IV. Рассмотрение жалоб и заявлений по вопросам нарушений избирательного законодательства Всего за период подготовки и проведения выборов в избирком края поступило 133 жалобы, заявления и обращения. Из них: а) от избирателей - 26; б) от кандидатов в депутаты и их доверенных лиц - 43. в) поступивших в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и направленных на рассмотрение в избирком края - 6. В основном жалобы и заявления касались нарушений законодательства при ведении предвыборной агитации, использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения, невключения в списки избирателей и иные. В окружные избирательные комиссии поступило 32 жалобы. Из них на незаконную агитацию - 25. Другие причины, послужившие основанием для обращений в окружные избирательные комиссии, носили единичный характер и не являлись существенными. В участковые избирательные комиссии в день голосования поступило всего 6 жалоб, что говорит, на наш взгляд, о большом опыте работы членов комиссий и возросшем их правосознании. В судебном порядке в ходе избирательной кампании рассмотрено 7 жалоб. Из них о признании противоречащим законодательству схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края - 2; на решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатом в депутаты по причине превышения установленной законом предельной доли недостоверных подписей, подвергшихся проверке - 5. Судом отказано истцам в удовлетворении 6 жалоб. Удовлетворена одна жалоба на решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату в депутаты по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 17 Атрощенкову Д.И. Основными особенностями судебных жалоб на решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатам было то, что практически в каждой из них заявители ссылались на якобы имеющиеся несоответствия норм Закона Ставропольского края "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края" Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части установления краевым законом критериев отнесения подписей, собранных кандидатом в свою поддержку, к недостоверным и недействительным. Все такие доводы заявителей были отвергнуты судами как несостоятельные и не основанные на законе. В частности, в жалобе кандидата в депутаты Ларионовой А.С. указывалось на то, что федеральный законодатель уполномочил законодательные органы власти субъекта Российской Федерации устанавливать процедуру проверки достоверности подписей избирателей, не предоставив им права устанавливать критерии отнесения подписей к недостоверным. В нескольких жалобах указывалось, что якобы не может быть основанием отнесения подписи к недостоверной фактические исправления и помарки, специально не оговоренные при составлении подписного листа, так как такие исправления никак не могут повлиять на достоверность подписи. Заявителями также во многих случаях оспаривалась правомерность справок и их формы, которые выдавались специалистами-почерковедами и работниками паспортно-визовых служб, привлеченными к работе окружных избирательных комиссий для проверки достоверности подписей. Это было связано с тем, что в Законе края "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края" указано, что подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта. Однако в соответствии с Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и специальными методиками проведения соответствующих экспертиз привлеченные эксперты не вправе давать заключения эксперта, так как в этом случае они должны быть в установленном законе порядке предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, им должны быть представлены сравнительные образцы и так далее. Но в избирательном законодательстве нет норм, предусматривающих такую процедуру, а потому специалисты выдают справки в произвольной форме. Именно поэтому заявители в одних случаях оспаривали справку, так как якобы закон требует заключение эксперта, в других случаях оспаривали заключение, так как специалисты его не вправе были давать по указанным выше причинам. Позиция избиркома края, подтвержденная впоследствии разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и принятая судами, по данному поводу состояла в том, что, так как в избирательном законодательстве не установлены требования к такого рода документам, следовательно, заключение может иметь произвольную форму, в том числе и в виде справки. В начале избирательной кампании возникали проблемы, связанные с правильным определением подсудности дел по рассматриваемым жалобам. Это было вызвано внесением изменений в ГПК РСФСР, в соответствии с которыми при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации жалобы должны рассматриваться судом субъекта Российской Федерации. Однако в нарушение процессуального закона, несмотря на доводы представителей окружной избирательной комиссии и избиркома края, Октябрьским районным судом г.Ставрополя было вынесено решение об удовлетворении жалобы кандидата в депутаты Атрощенкова Д.И. V. Предвыборная агитация в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва Учитывая опыт прошедших выборов, избирательной комиссией были приняты конкретные меры по обеспечению законности при ведении предвыборной агитации. Постановлением избирательной комиссии края была утверждена группа контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил ведения предвыборной агитации при избирательной комиссии края. В её состав вошли члены избирательной комиссии края и представители краевых средств массовой информации, комитета по печати и информации Правительства края. В соответствии с Законом края "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края" избирательная комиссия Ставропольского края предоставила равные возможности по использованию эфирного времени на каналах Ставропольской государственной телерадиовещательной компании всем зарегистрированным кандидатам и утвердила график распределения бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации. Был также утверждён график распределения бесплатной газетной площади на страницах газеты "Ставропольская правда". В ходе подготовки выборов в средствах массовой информации появлялось много материалов в поддержку того или иного кандидата (газеты: "Ставропольская правда", "Ставропольские губернские ведомости", "Вечерний Ставрополь"; телерадиокомпании: СГТРК, "АТВ-Ставрополь"), но в отличие от выборов Губернатора Ставропольского края в 2000 году краевые средства массовой информации широко не публиковали различные социологические исследования и предположения об итогах выборов депутатов Государственной Думы края третьего созыва по одномандатным избирательным округам и не отдавали предпочтения тем или иным кандидатам. В ходе предвыборной агитации кандидаты использовали в основном только бесплатное эфирное время на радио и телевидении, предоставленное им в соответствии с избирательным законодательством. В целом ведение предвыборной агитации укладывалось в рамки действующего избирательного законодательства. В тоже время в избирательную комиссию края поступали жалобы о нарушениях, которые имели место, в связи с опубликованием печатных агитационных материалов кандидатов без указания из чьего избирательного фонда они были оплачены. Все эти недостатки были устранены в рабочем порядке, благодаря совместным усилиям окружных избирательных комиссий и правоохранительных органов. Члены избирательной комиссии края, окружных избирательных комиссий активно использовали возможности районных и городских средств массовой информации для повышения правовой культуры избирателей, разъяснения практических процедур и порядка применения нормативных актов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва. Ставропольской государственной телерадиовещательной компанией, телекомпанией "АТВ-Ставрополь" по заказу избирательной комиссии края были подготовлены аудио-, видеоролики, разъясняющие порядок голосования в день выборов 16 декабря 2001 года и иные положения действующего выборного законодательства. В крае стали нормой открытость и гласность в работе избирательных комиссий всех уровней, проведение заседаний и совещаний в присутствии представителей средств массовой информации. Впервые избирательной комиссией Ставропольского края была подготовлена и опубликована интернет-страница, посвященная выборам депутатов Государственной Думы Ставропольского края, на которой были размещены материалы, отражающие подготовку и ход выборов и с которыми могли ознакомиться не только представители средств массовой информации, но и избиратели (пользователи сети интернет). Кульминационным моментом данного проекта была прямая трансляция хода голосования и подсчета голосов, определения итогов голосования и результатов выборов по всем округам с использованием системы ГАС "Выборы", что позволило представителям средств массовой информации, кандидатам, заинтересованным лицам и просто избирателям следить за изменениями, происходящими в ходе подсчета голосов, поданных за тех или иных кандидатов. Использование современных интернет-технологий позволило создать у пользователей сети интернет эффект присутствия и непосредственного участия избирателей в подсчете голосов в разрезе 25-ти одномандатных избирательных округов. Количество посетителей, которое было зафиксировано за время подготовки и проведения выборов, составило более 63 тысяч, что заслуживает должного внимания со стороны избиркома края рассматривать в перспективе такую форму постоянного взаимодействия со средствами массовой информации, избирателями, как интернет. В целях повышения активности средств массовой информации в освещении избирательной кампании, разъяснения действующего законодательства, избирательной комиссией края был объявлен конкурс на лучшие материалы в средствах массовой информации, освещающие выборы депутатов Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва, итоги которого будут подведены в феврале 2002 года. VI. Правовое просвещение избирателей и организаторов выборов В ходе прошедшей выборной кампании избирательная комиссия края большое внимание уделяла повышению профессиональной подготовки организаторов выборов, их правовому обучению. С этой целью 10 августа 2001 года при избиркоме края был образован Центр обучения избирательным технологиям. Избиркомом края и Центром были подготовлены программы и учебно-методические пособия для обучения членов избирательных комиссий. Проведены семинары для различных категорий организаторов выборов и других участников избирательного процесса. В частности в период с октября по декабрь 2001 года были проведены два семинара для председателей и бухгалтеров окружных избирательных комиссий, управляющих делами районных и городских администраций. Большое внимание избирательная комиссия края и Центр обучения избирательным технологиям уделяли повышению правовой культуры избирателей-военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, лиц находящихся под следствием. Всего в обучающих семинарах приняло участие 39 представителей воинских частей дислоцирующихся на территории края, 53 сотрудника управления и отделов внутренних дел, 35 представителей пенитенциарной системы. В целях профилактики нарушений действующего законодательства избирком края и Центр обучения избирательным технологиям особый упор делали на обучение и консультирование кандидатов, доверенных лиц, представителей политических партий и других участников избирательного процесса. 22 октября и 7 декабря 2001 года были проведены семинары для представителей партий, кандидатов в депутаты и руководителей их избирательных штабов по проблемам реализации выборного законодательства. Все слушатели были обеспечены комплектами методических документов. Работа в этом направлении, на наш взгляд, способствовала тому, что выборы в целом прошли без серьезных нарушений действующего законодательства. Всего в период с начала работы Центра обучения избирательным технологиям его услугами воспользовались более 500 участников избирательного процесса, в том числе около 2/3 кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты. Одним из основных направлений деятельности избирательной комиссии края по повышению профессионального уровня организаторов выборов и других участников избирательного процесса стала подготовка и издание сборников методических документов. В период выборов депутатов Госдумы края третьего созыва были выпущены два "Бюллетеня избирательной комиссии Ставропольского края" и два "Вестника Ставропольского краевого центра обучения избирательным технологиям при избирательной комиссии Ставропольского края", а так же брошюры "В помощь организаторов выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края" и "Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии" содержащие тексты законов, инструкций, разъяснений касающихся вопросов подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края. Всего указанных сборников нормативно-методических документов было выпущено тиражом в 7 тысяч экземпляров. Ими были обеспечены все заинтересованные лица, учреждения и организации. Помимо этого члены избиркома края более 40 раз выступали в печатных и электронных средствах массовой информации с разъяснениями положений выборного законодательства и информациями о ходе подготовки и проведения выборов. Существенную роль в деле правового просвещения избирателей и других участников избирательного процесса сыграли средства массовой информации. Избирком края провел семинар с редакторами краевых и муниципальных редакций периодических печатных изданий и теле- радиоорганизаций. Им была показана, а затем роздана видеозапись учебного фильма "Средства массовой информации и выборы", подготовленного Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, для просмотра и обсуждения с работниками средств массовой информации на местах. По заказу избирательной комиссии края были изготовлены четыре видео и два аудио ролика с разъяснением порядка реализации некоторых избирательных действий, по каналам государственных и коммерческих теле организаций был показан фильм "Выборы и журналистское расследование". Необходимая работа в этом направлении велась и на местах. Окружные избирательные комиссии провели по два семинара для членов участковых избирательных комиссий, на которых был показан учебный фильм "О работе участковой избирательной комиссии в день голосования" и проведены деловые игры. В целях повышения заинтересованности в результатах работы по организации и проведению выборов участковыми избирательными комиссиями избиркомом края был объявлен конкурс на лучший избирательный участок, результаты подведения итогов которого показали глубокие знания членами комиссий избирательного законодательства и избирательного процесса. Сохранение основного ядра опытных организаторов выборов в сочетании с моральным и материальным стимулированием членов комиссий привело к тому, что в день голосования в участковые избирательные комиссии поступило всего 6 жалоб и заявлений. VII. Деятельность контрольно-ревизионной службы Избирательной комиссией Ставропольского края в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва проводилась работа по осуществлению контроля за целевым использованием средств краевого бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, а также контроля за формированием и расходованием денежных средств избирательных фондов кандидатов. Ввиду того, что законом Ставропольского края "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края" не предусмотрено создание контрольно-ревизионных служб при окружных избирательных комиссиях, контрольно-ревизионная служба была создана при избирательной комиссии Ставропольского края из числа специалистов министерства финансов края, работников Главного управления внутренних дел Ставропольского края, Управления Федеральной Службы Безопасности по Ставропольскому краю, Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ставропольскому краю, находящихся в местах расположения окружных избирательных комиссий. Всего было привлечено 50 специалистов - бухгалтеров и 75 работников правоохранительных и налоговых органов. Кроме того, в самой избирательной комиссии Ставропольского края привлекались соответствующие специалисты и работники, которые осуществляли координацию работы членов контрольно-ревизионной службы на местах и оказывали им методическую помощь. В период подготовки и проведения выборов были рассмотрены жалобы и заявления по вопросам, входящим в компетенцию контрольно-ревизионной службы, поступившие в избирательную комиссию края и окружные избирательные комиссии. По ним были приняты меры по существу. Контрольно-ревизионная служба провела прием и проверку итоговых финансовых отчетов 136 кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В результате проделанной работы были устранены выявленные недостатки в оформлении документов, нарушения в расходовании денежных средств избирательных фондов. Возвращено незаконных пожертвований в сумме 839,5 тысяч рублей, в доход бюджета края было перечислено 29 тысяч рублей анонимных пожертвований, что создало равные условия для всех кандидатов, принявших участие в данной избирательной кампании. Кроме того, контрольно-ревизионной службой при избирательной комиссии края были проверены отчеты участковых и окружных избирательных комиссий на предмет целевого использования ими бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края. VIII. Использование государственной автоматизированной системы "Выборы" В ходе подготовки и проведении выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва весь региональный фрагмент ГАС "Выборы" отработал без сбоев, причем работали все 37 комплексов автоматизации территориальных избирательных комиссий, на 25 из которых работали окружные избирательные комиссии, а на 12 было развернуто специальное программное обеспечение для работы операторов распределенного ввода. В ходе выборов применялись функциональные комплексы задач "Избиратель", "Планирование", "Территория", "Кандидат-депутат", "Открытие УИК", "Ход выборов", "Итоги" и "Картография". IX. О некоторых вопросах совершенствования выборного законодательства Несмотря на то, что закон края "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края" был принят в 2001 году в новой редакции, в нем еще остались некоторые несоответствия федеральному законодательству. Так, в статье 13 закона края отсутствует норма о том, кто решает вопрос о совмещении полномочий избирательной комиссии при проведении выборов различных уровней, хотя это прописано в пункте 8 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Законом края не установлено число доверенных лиц, назначаемых зарегистрированным кандидатом, отсутствует срок, в течение которого окружная избирательная комиссия обязана определить результаты выборов в округе и другие изменения. Все замечания и предложения по совершенствованию избирательного законодательства будут обобщены избирательной комиссией края и направлены в Государственную Думу Ставропольского края.

Исходный текст

Автор:

Дополнительные ссылки

Темы: