Ставрополь

Об экологической ситуации в Ставропольском крае

16.11.2018


Ставропольский край — это в первую очередь сельскохозяйственный и курортный регион. Он всегда славился своей природой, обладающей исцеляющей силой. Природа Ставропольского края широко известна не только во всей России, но и далеко за её пределами. Земли Ставропольского края называются житницей России. И поэтому наша первоочередная задача как жителей края и субъектов политического процесса — сохранить это природное наследие и постараться его преумножить, позволяя при этом региону эффективно развиваться в области экономики, кадровой политики, создания новых конкурентоспособных производств, качества жизни населения.

 

По факту же региональная политика последних лет страдает отсутствием учёта влияния многих факторов, что отрицательно влияет на экологическую ёмкость региона, бьёт по его основным хозяйственным отраслям, а значит, и по качеству жизни жителей края, что, как следствие, приводит к оттоку инвестиций из нашего субъекта РФ, потере квалифицированных кадров, отсутствию бюджетов для качественного содержания имеющихся природных объектов.

 

СРО РОДП «ЯБЛОКО» уже много лет наблюдает за ситуацией с экологией на Кавминводах. Экологические общественные организации, работающие в КМВ постоянно публикуют совместные заявления, в которых звучат такие слова как «вакханалия последних 20 лет», «определять природную ёмкость Кавминвод должна наука, а не власть», «дикое поле, созданное властями всех уровней», «разграбление природных ресурсов». По факту происходит уничтожение уникальной природы, привлекательной для туристов, посредством бесконтрольной застройки заповедников и заказников, уничтожения местного самоуправления, устранения от диалога с обществом и общественными экологическими организациями, виртуализацией работы общественных экологических институтов при органах власти. Подчас жители Кавказских Минеральных Вод пишут о желании выделить эту курортную зону в отдельный регион. Статус Кавминвод обсуждается уже очень долго, и то КМВ предлагается отдать под федеральное управление, то предлагается разграничить природные объекты КМВ по уровням подотчётности власти и тем самым лишить экологические расходные статьи бюджетов финансирования, существенно его сократить. Всё это приводит туристическую отрасль Ставропольского края в упадок. Также следует обратить пристальное внимание на проблему размывания кладбищ, расположенных в непосредственной близости от минеральных источников, вода из которых берётся для розлива и продажи. Следует рассмотреть возможность строительства крематориев на территории Ставропольского края с позиции сохранения качеств минеральных вод на территории КМВ. Ситуация усугубляется тем, что на территории Кавминвод не действует ливневая канализация, не действуют очистные сооружения. В результате этого все стоки (иногда и канализационные) попадают в реки со всеми вытекающими последствиями.

 

Реформа, связанная со сбором и переработкой мусора, когда появилось 4 безальтернативных региональных оператора по работе с бытовыми и производственными отходами, привела к переделу рынка с отрицательными экономическими и экологическими эффектами. В частности, на мусорном полигоне рядом с х. Нижнерусским происходит загрязнение естественных источников питьевой воды. В октябре 2018 г. произошло задымление всего г. Ставрополя от якобы недействующего мусорного полигона, находящегося в черте города, предположительно это был поджог. Мусорная реформа привела к увеличению тарифов на вывоз и переработку мусора, работа мусорных операторов приводит к сбоям сбора отходов у заказчиков услуги, что приводит к неудобствам жителей и нарушению производственных циклов предприятий. И вместо того, чтобы решить заявленные экологические проблемы, добавляются новые проблемы, как экологического толка, так и экономические, и производственные. Также нам известно о том, что региональный оператор «Эко-сити» в настоящее время использует в качестве основного полигон, расположенный вблизи Светлограда. Вокруг полигона кроме непосредственно г. Светлограда находятся сёла Шведино, Николина Балка, Прикалаусский. Всего в этом районе Ставропольского края проживает не менее 60 тыс. человек. В результате Светлоград претендует фактически на звание мусорной столицы Ставропольского края. При этом общественность ничего не знает о планах краевой администрации по организации цивилизованной экологически чистой переработки и утилизации ТБО. Жители Ставрополья не располагают достоверной информацией о степени загрязнённости окружающей среди и наличия современных очистных сооружений на предприятиях крупных промышленных центров (например, в Будённовске и Невинномысске).

 

Что касается экологического транспорта, то очень плохо решаются экономические проблемы Ставропольского муниципального унитарного троллейбусного предприятия. И только лишь благодаря активности жителей г. Ставрополя и нескольких активных членов Общественной палаты при Правительстве Ставропольского края данный важный объект инфраструктуры ещё продолжает существовать.

 

Мало внимания уделяется развитию велосипедной инфраструктуры городов Ставропольского края и интеграции её в общую транспортную инфраструктуру. Например, в г. Ставрополе существует множество велосипедных сообществ, существующих многие годы. Некоторые из них насчитывают тысячи только зарегистрированных членов. На велосипедах многие передвигаются даже зимой. Для многих это обычный транспорт, на котором можно добраться на работу и с работы. Проводятся акции «На работу на велосипеде». Проводятся велопробеги, посвящённые важным памятным датам и праздникам. Ещё в 2014-ом году администрация г. Ставрополя предложила провести опрос среди членов общественного движения «Велокавказ» о том, на каких улицах города необходимо в первую очередь строить велодорожки. Опрос был проведён, администрация города проводила общение с представителями городского велосообщества. Но по факту прошло 4 года. Обещания не выполняются, пожелания велосообщества не учитываются. В местных СМИ велосипедисты часто упоминаются в негативном аспекте, как нарушители ПДД, нарушители общественного порядка и тому подобное. Тем самым формируется негативный образ человека за рулём велосипеда. Перекрывается доступ велосипедов в парках и других исконно велосипедных рекреационных зонах города вместо интеграции велосообщества в общественную жизнь края, вместо того, чтобы всячески поощрять и обеспечивать нормальное развитие велоспорта и велосипеда как важной составляющей транспортной инфраструктуры.

 

Муниципальные бюджеты не справляются не справляются с задачами контроля за использованием природных ресурсов края. Это приводит, например, к тому, что вовремя не убираются больные и сухие деревья, что приводит к опасным ситуациям на дорогах, тротуарах, на территории учебных учреждений. И вместо того, чтобы организовать этот контроль данная ситуация с падением деревьев в официальных краевых и муниципальных СМИ преподносится часто как предлог для уничтожения целых аллей здоровых деревьев. И это используется неблагонадёжными застройщиками для застройки с плотностью, несколько раз превышающей строительные нормативы. Таким образом осваиваются впустую бюджеты на снос и посадку новых деревьев, в чём часто нет необходимости.

 

В связи со сложившейся экологической ситуацией в крае Ставропольское региональное отделение РОДП «ЯБЛОКО» требует:

 

  1. 1. Прекратить проведение региональной политики, направленной на значительное ухудшение экологии в Ставропольском крае.
  2. 2. Произвести сбор и анализ достоверной информации об экологической ситуации во всех районах Ставропольского края, особенно по районам, где расположены вредные для окружающей среды производства, после чего раскрыть данную информацию общественности.

 

Ставропольское региональное отделение РОДП «ЯБЛОКО» предлагает:

 

  1.  1. Организовать качественный диалог жителей, представителей бизнеса и органов власти Ставропольского края (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Министерство экономического развития Ставропольского края, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, Министерство курортов и туризма Ставропольского края), общественных советов и палат при краевых органов власти по вопросам сохранения и развития экологии края, вопросам размещения важных объектов инфраструктуры, если это связано с нанесением экологического ущерба.
  2. 2. Прекратить хищническую политику использования туристического региона Кавказских Минеральных Вод, приводящую к уничтожению его туристической ценности.
  3. 3. Создать и перманентно развивать и реализовывать единую экологическую программу Ставропольского края на ближайшие годы по выходу из экологического кризиса, при этом пригласить к обсуждению все активные экологические общественные движения, региональные общественно-политические организации, специалистов-экологов, специалистов в области сельского хозяйства, аграрных производств, а также неравнодушных к теме экологии граждан.
  4. 4. Создать региональную программу развития велосипедной инфраструктуры при участии велосообществ края.
  5. 5. Настроить верное полагание правоохранительных органов таким образом, чтобы были организованы эффективные механизмы предотвращения и пресечения нарушений законодательства об экологии.
  6. 6. Обеспечить законный доступ к природным объектам, обеспечив при этом механизмы обеспечения пожароопасности и других значительных вредных факторов, отрицательно влияющих на их экологию.
  7. 7. Исправить целеполагание работы Министерства курортов и туризма Ставропольского края с процесса организации получения незначительного в денежном эквиваленте туристического сбора на процесс привлечения инвестиций, направленных на улучшение экологии стратегически важного для края региона Кавминвод, организовать процессы, направленные на защиту и развитие экологического потенциала КМВ, т.е. изменить цель работы министерства со сбора дополнительных денежных средств с туристов на созидание и развитие туристической отрасли Ставропольского края.
  8. 8. Проектировать и реализовывать проекты в рамках федеральной программы «Цифровая экономика», направленные на автоматизацию учёта региональных процессов, связанных с учётом природных ресурсов и контролем за их корректным использованием.
  9. 9. Разработать и реализовать региональную программу по переработке отходов, созданию конкуренции в этой сфере, использовать повторно различные фракции отходов для производства продуктов, для производства биотоплива для общественного транспорта, рассмотреть возможность применения мусоросжигательных заводов с безвредными фильтрами для использования тепла для отопления производств и жилищного фонда. Рассмотреть возможность привлечения инвестиций от местного бизнеса для создания эффективных производств с отходами в качестве сырья. Проектировать и реализовывать информационные программы, посвящённые раздельному сбору мусора и его эффективной переработке, для населения. Проектировать и реализовывать программы экономической стимуляции жителей края к более экономному использованию природных ресурсов.
  10. 10. Организовать процесс развития велосипедной инфраструктуры края и интеграции её в общую транспортную инфраструктуру с учётом безопасности всех участников движения и связности сети велодорожек. Организовать обучение юных велосипедистов правилам дорожного движения с таким расчётом, чтобы к 14 годам они имели возможность безопасно передвигаться по автодорогам согласно актуальным правилам дорожного движения в качестве временной меры до организации качественной велосипедной инфраструктуры крупных городов края.

 

Региональный совет СРО РОДП «ЯБЛОКО»

Председатель

СРО РОДП «ЯБЛОКО»    Ледовской В.И.

Автор: Валерий Ледовской

Дополнительные ссылки

Темы: