Ставрополь

Запрос о правах наблюдателей

, 19.01.2012


По результатам деятельности избирательных комиссий края в день голосования 4 декабря Ставропольское РО РОДП «ЯБЛОКО» сделало запрос в избирательную комиссию Ставропольского края. ЗАПРОС На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Думы Ставропольского края 4 декабря 2011 года практически на всех избирательных участках в Ставропольском крае имели место массовые удаления с избирательных участков наблюдателей от непарламентских партий, независимых кандидатов, общественных организаций и журналистов как в период голосования, так и при подсчете голосов. Кроме того, также практически на всех участках названные наблюдатели не были допущены в момент опечатывания избирательных ящиков, которое происходило в закрытых помещениях задолго до открытия избирательных участков. Избирательными комиссиями чинились препятствия в участии наблюдателей при голосовании вне избирательных участков, вследствие чего данные по этому виду голосования в крае превысили 10% от общего числа голосов, а в некоторых районах достигало 15-16% (Ипатовский район и др.). Эти данные не могут считаться достоверными, так как, во-первых, были нарушены права наблюдателей, а во-вторых, по причине отсутствия у избирательных комиссий Ставропольского края технических возможностей для реализации голосования вне избирательных участков в таких объемах (время, транспорт, члены избирательных комиссий). Судя по массовости указанных нарушений закона и их однотипности, руководители избирательных комиссий выполняли указания административных органов по методам достижения «запланированных» показателей голосования. Открытое вмешательство и прямое руководство действиями избирательных комиссий со стороны «кураторов» от администраций всех уровней в день голосования наблюдались повсеместно. Полиция, вместо обеспечения законности, выполняла поручения администраторов и председателей избирательных комиссий по выдворению с территорий избирательных участков названных выше наблюдателей, обеспечивая возможность беспрепятственного осуществления фальсификаций. Во избежание повторения подобного в день голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года просим дать разъяснения по следующим вопросам: 1.Вправе ли избирательные комиссии опечатывать избирательные ящики ДО открытия избирательных участков в отсутствие кандидатов, наблюдателей, журналистов. 2. Необходимо разъяснение правовых оснований, а также перечня мотивов и процедуры принятия решения по удалению из помещений избирательных участков наблюдателей и журналистов: мотив «мешал работе избирательной комиссии», массово использовавшийся избирательными комиссиями, требует разъяснения и правовой определенности: - мешает ли работе наблюдатель, задающий вопросы председателю комиссии, его заместителю, секретарю и др.? - мешает ли работе требование об ознакомлении с избирательными документами? Вправе ли наблюдатель обсуждать ситуацию с другими наблюдателями? - мешают ли работе замечания, сделанные наблюдателем по поводу отмеченных им нарушений? - мешает ли работе комиссии фото и видеосъемка? Здесь перечислены наиболее употребляемые мотивы удаления наблюдателей с участков. Необходим закрытый перечень оснований. Требует разъяснения процедура принятия решения об удалении из помещения избирательного участка наблюдателей. Вправе ли комиссия голосованием принимать решение о наличии нарушения порядка наблюдателем? Что должно служить основанием для начала (возбуждения, инициирования?) процедуры голосования по данному вопросу: устное или письменное заявление руководства, членов комиссии? Должен ли составляться и выдаваться на руки удаляемому или его представителю протокол о принятии мотивированного решения до момента удаления? 3. Необходимо принять меры по предотвращению практики отказа в выдаче копий протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования, а также выдаче протоколов, не отвечающих требованиям закона. Мы считаем, что копия протокола, оформленная надлежащим образом, сразу же после подведения итогов голосования должна вывешиваться как внутри помещения УИК, так и на входе в здание, где расположена УИК в месте, определенном для избирательной информации. Кроме названных нас интересуют следующие вопросы: 1.Вправе ли представители (так называемые «кураторы») администраций присутствовать в помещениях избирательных комиссий в день голосования и вмешиваться в деятельность комиссий? Если названные лица НЕ ИМЕЮТ таких прав, какова процедура их выдворения из помещений избирательных комиссий. Кто имеет право это инициировать? 2. Должны ли помещения УИК, ТИК, ОИК быть изолированы от других помещений зданий, в которых размещаются комиссии? Считаем также необходимым вывешивать у территорий избирательных участков, территориальных избирательных комиссий, в помещениях для голосования списки членов этих комиссий с указанием контактных данных – месте работы, должности, №№ телефонов. Необходимо также ввести в практику бейджи для всех членов комиссий. Крайне необходимо укомплектовать все избирательные участки прозрачными избирательными ящиками. Разъяснения по перечисленным вопросам необходимы всем участникам избирательного процесса, поэтому просим представить их в как можно более короткие сроки, чтобы их можно было использовать во время идущих выборов с целью снижения количества нарушений Председатель Ставропольского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО» В.Г.Зубенко

Исходный текст

Автор:

Дополнительные ссылки